На сайте ведутся технические работы. Благодарим за понимание.


Все цены, указанные на сайте, являются ориентировочными, так как они распространяются только на изделия из материалов в наличии!

RusList.ru - Бизнес каталог, бесплатные объявления, товары, услуги

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика  «Изготовление печатей и штампов» в Сергиев Посаде

 Взято отсюда.

Александра Королькова «Живая типографика»

Последние записи fonts - Лента друзей - Архив
 
 

Александра Королькова «Живая типографика»

Уровень типографической культуры в России очень низкий, в том числе у графических дизайнеров. Одна из причин этого — недостаток информации.

Типографика — искусство расположения/создания композиции из наборного материала (шрифты, наборные украшения и другие элементы, а также все пространство фона вокруг и внутри них) на плоскости листа.

В самом начале работы, прежде чем подойти к компьютеру, стоит спросить себя:

  1. что я собираюсь делать?
  2. зачем и для кого это нужно?
  3. как добиться поставленной цели?

Удобочитаемость (readability). Длинный текст, предназначенный для сплошного чтения при нормальном освещении, с расстояния 25-40 сантиметров в течении долгого времени. Самый удобочитаемый шрифт — самый нейтральный и незаметный.

Различимость (legibility). Важно для восприятия вне стандартных условиях. Буквы должны быть очень ясной формы и максимально отличаться друг от друга.

Заметность (visibility). Важна в тексте, который должен привлекать к себе внимание. Это можно сделать с помощью крупного кегля, цвета, выделительного начертания или акцидентного шрифта. Такой текст мы, прежде всего, видим и только потом читаем.

Функциональность (functionality). Назначение книги — быть прочитанной, поэтому ее оформление следует делать удобным для чтения и поиска нужной информации.

Мы живем среди текстов.

Текст для сплошного чтения должен быть как можно более незаметным. Такое его качество складывается из:

  1. ритмичной структуры набора, равномерной и сочетающейся с ритмами работы человеческого организма
  2. максимально привычной формы знаков и промежутков между ними, когда мозг улавливает смысл сочетания букв (и заставляет глаз двигаться вперед) раньше, чем считывает их формы в отдельности.

По этой же причине читатель обычно не замечает опечаток в тексте. Общая форма слова сохраняется, и человек, поняв его смысл, движется дальше.

Важно помнить, что восприятие декоративных шрифтов затруднено из-за их заметности и необычности, и не стоит набирать ими длинные тексты.

Design — замысел, план; намерение, цель; проект, план, чертеж, конструкция, расчет; рисунок, эскиз, узор; композиция; умысел.

Дизайнерское решение должно быть продумано. Главной целью дизайна чего-либо является создание формы предмета, наиболее точно соответствующей его содержанию и назначению.

Когда дизайнер не понимает, что он делает, это порождает отсутствие структуры, беспорядочность в расположении элементов, неоправданное «дребезжание» в ритме черного и белого — словом, «сделайте мне красиво»

Сделанное «для красоты» создают ощущение перегруженности и беспомощности макета.

Продуманное функциональное решение обычно бывает красиво само по себе.

Грамотное типографическое решение обязательно предполагает:

  1. соответствие облика текста его сути, а значит, изучение содержания текста, его истории и характера
  2. функциональное решение, то есть создание максимального удобства для читателя — того читателя и в той обстановке, в тех условиях, для которых предназначается именно это издание.

Если типограф может ответить на вопрос, зачем ему этот или иной элемент, только «для красоты» (just for fun, «а чтоб читателю не скучно было» и т. п.), стоит попробовать обойтись без этого элемента.

Типографические правила являются обобщением опыта, а значит, его усреднением; появление какого-либо нового принципа очень часто приводит к ломке привычных представлений.

Lettering — рисованный шрифт.

Текстовые шрифты (text faces) предназначены для набора сплошных текстов. Его главная задача — не отвлекать читателя от смысла текста. Поэтому текстовый шрифт должен быть, прежде всего, незаметным.

Наборный шрифт — любой, которым можно набирать: металлический, деревянный, фотонаборный, цифровой.

Заголовочные и выделительные начертания (dispiay faces) встречаются в сплошном тексте и служат для привлечения внимания к его фрагментам или заголовку. По рисунку заголовочные начертания немногим отличаются от текстовых, но предназначены для более крупных кеглей (начиная с четырнадцатого).

Акцидентные шрифты (dispiay faces) еще называют декоративными (еще они частично совпадают с понятием афишно-плакатных шрифтов). Их главная задача — привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используются в крупных кеглях.

«People read best what they read most» (Зузана Личко)

Антиква (serif). Антиквой обычно называют контрастный шрифт с засечками.

Брусковый шрифт (slab-serif). Неконтрастный или малоконтрастный шрифт с засечками, близкими по форме к прямоугольнику.

Гротеск, рубленый шрифт (sans serif). Шрифт без засечек, как правило, неконтрастный.

Ленточная антиква, гротеск-антиква, контрастный гротеск (sans serif). Контрастный шрифт без засечек.

Динамические шрифты происходят от письма ширококонечным пером, статические — остроконечным. Динамика шрифта помогает глазу двигаться по строке за счет открытости формы знаков и поворота осей симметрии относительно вертикали.

С конца 15 века до 20-х годов 20 века для набора сплошных текстов использовалась антиква. Остальные разновидности шрифтов появились в 19 веке в результате «шрифтовой революции», но применялись в основном в рекламе и акциденции.

Замечательный пример работы с разной формой засечек в одном и том же шрифте — гарнитура Walker Мэтью Картера.

Геометрические гротески сконструированы из простых геометрических форм, круглых или прямоугольных. Обычно неконтрастные, с круглой формой буквы а.

Во второй половине 20 века появились шрифты с односторонними засечками.

Приводка — строки (и полосы) одной страницы в точности совпадают со строками (и полосами) другой страницы.

Практически одновременно с книгопечатанием появилось понятие выключки строк: все стремились к тому, чтобы у колонки текста был ровным не только левый край, но и правый.

В 1886 году Оттмар Мергенталлер запатентовал линотип — машину, отливающую сразу целую строку набора.

В 1887 году Толберт Лэнстон изобрел монотип. Он отличался от линотипа тем, что отливал не целую строку, а отдельные литеры в нужной последовательности (это упращало исправление опечаток).

В раскладку клавиатуры для набора на русском языке не входила буква ё. Матрицы для этой буквы нужно было вставлять в строку вручную. Мало у кого хватало энтузиазма это делать, поэтому ё почти совсем исчезла из русских книг.

Пуансонист — шрифтовой дизайнер.

Если в программе верстки есть тонкая шпация, лучше пользоваться ею, а если нет, то разрядкой или пробелами меньшего кегля.

Оригинальный шрифт (original typeface) — шрифт, разработанный «с нуля» и не имеющий прямых прототипов.

Шрифт-реконструкция (revival) создан на основе когда-либо уже существовавшего шрифта.

Если в шрифте:

  1. одни знаки заменены другими
  2. нарушена логика знаков (например, И выглядит как зеркально отраженная N, а Л — как перевернутая вверх ногами V)
  3. текст «прыгает» по высоте (нет свисаний в круглых и треугольных знаках)
  4. некоторые буквы ощутимо чернее других (нет оптической компенсации в местах соединения штрихов)
  5. промежутки между буквами кажутся очень разного размера, а общая структура набора — неравномерной

или в нем встречаются все эти признаки сразу, то этот шрифт никак нельзя назвать качественным, и пользоваться им опасно для здоровья читателя!

В программах верстки используется пункт Adobe, который составляет ровно 1/72 дюйма (приблизительно 0, 353 мм).

Кегль шрифта (poiпt size) — это высота кегельной площадки, а не знака.

Дефис ничем не отбивается от слов.

Вместо длинного тире (em-dash) часто набирают дефис с пробелами вокруг или два дефиса подряд. И то, и другое неправильно.

Короткое тире (en-dash) можно поставить между цифрами, например: 30-40 тонн. Оно не отбивается от предыдущего и последующего знака.

Прописной набор удобен для создания цельного блока текста: в нем практически нет выносных элементов, и строки можно располагать очень близко друг к другу. В то же время прописной набор делает формы слов слишком похожими друг на друга, а это затрудняет чтение.

Если в сплошном тексте часто встречаются аббревиатуры, можно заменить прописные знаки капителью. Тогда интерлиньяж будет оставаться оптически равномерным.

Иногда вместо капители используют прописные меньшего кегля. Это неправильно: во-первых, капитель отличается от прописных знаков по пропорциям. Во-вторых, капитель должна быть той же насыщенности, что и строчные и прописные знаки, а при масштабировании прописных толщина штрихов уменьшается вместе с уменьшением размера знаков.

Механического наклона шрифта следует избегать в любом случае.

Цифры одного роста — маюскульные. Минускульных цифры обычно чуть выше строчных букв; семь из них имеют верхние или нижние выносные элементы.

Табличные цифры — это цифры с одинаковой шириной кегельной площадки. В сплошном наборе их апроши выглядят неравномерными, например, у единицы они слишком большие. Зато при наборе столбца цифр табличные цифры всегда стоят одна под другой.

В сплошном тексте лучше использовать пропорциональные цифры, кегельные площадки которых не равны друг другу, а апроши сделаны более равномерными.

При знаках препинания:,  ; . … : ! ? — настаивай, чтобы перед ними стояла однопунктовая (волосная) шпация, но в том лишь случае, если у них нет среднего заплечика слева.

Комбинация клавиш Shift +2 в кириллической раскладке клавиатуры вызывает на экран привычный всем знак “. Он обозначает совсем не кавычки, а секунды: 68 ° 13’ 2 2 ” или дюймы: монитор с диагональю 17”.

Кавычки, принятые в наборе на русском языке, выглядят так:«» («елочки») или так: (лапки).

В издании нужно использовать один рисунок кавычек, кроме «случаев цитаты в цитате».

Кавычки-«елочки» в Маc OS — Shift+Alt+= и Alt+=

Кавычки-«лапки» в Маc OS — Shift+Alt+/ и Alt+/

Английские кавычки выглядят “так” или ‘так’, а немецкие »так«.

Знак «дефис» (hypheп) — это самая короткая черточка в шрифтовом файле. Дефис используется при переносах и в составных словах.

Дефис не отбивается пробелами!

Знак «длинное тире» (em-dash) — это и есть тире. Его используют для связи слов в предложении, а также в прямой речи.

Если при наборе нескольких тире подряд они не сливаются в сплошную линию, значит, тонкая шпация заложена в полуапроши тире. В таком случае никаких пробелов вокруг набирать не нужно.

Малые тире или дефисы (знаки переноса) не следует ни в коем случае отбивать шпациями: цель дефиса — не разделение, а соединение слов.

Неоправданная замена одних знаков препинания другими примерно равноценна неоправданной замене букв. Фразу типа $taHb y4actHukoM Hawero Woy!!! мы, скорее всего, поймем. Но кто согласится читать длинный текст, набранный таким образом?

Отличия болгарской кириллицы от русской:

Непонятно, на какие именно прописные знаки во второй строке автор предлагает обратить внимание.

Логотип компании «Билайн» разработан в сетевом агенстве BBDO. С точки зрения традиционной кириллицы неоправдана замена в прямом начертании и на u, а тем более — cyrillic breve (в й) на макрон.

Один из сравнительно недавних экспериментов с прямым курсивом — шрифт Vaпder Ильи Рудермана.

Равноширинный шрифт — тот, знаки которого стремятся к единой ширине, кроме самых узких и самых широких. Если в шрифте буквы О, Н и В примерно одной ширины, он, скорее всего, равноширинный.

Разноширинный шрифт — тот, в котором ярче всего выражена разница между широкими и узкими буквами. В разношириннам шрифте О стремится по форме к кругу, Н — к квадрату, Е — к половине квадрата и т.д.

Гарнитура шрифта (typeface, type family) — комплект начертаний, объединенных общим художественным замыслом.

Очень светлые и очень жирные начертания лучше применять только в крупных кеглях, иначе в светлых начертаниях будет почти не видно букв, а в жирных — внутрибуквенных просветов. Очень узкие шрифты лучше использовать в крупных кеглях.

Coпdeпsed — узкое начертание.

Compressed — сверхузкое начертание.

Многим кажется, что растянуть или сжать шрифт допустимо. Однако это примерно то же самое, что растянуть или сжать фотографию: если нас раздражает изменение пропорций изображения, почему со шрифтом может быть иначе?

При выборе текстового шрифта стоит помнить, что лучше всего будут читаться шрифты со средним контрастом (от 1:2 до 1:3).

Форма знаков шрифта для мелких кеглей иногда делается проще, а в крупнокегельные начертания, наоборот, добавляются детали.

В полигарнитуре Adobe Jепsоп четыре оптических размера знаков: Captioп (для мелких подписей), Text (для текстовых кеглей), Subhead (для подзаголовков) и Display (для крупных кеглей).

В очень мелком кегле гораздо важнее возможность разобрать, что жа написано, чем красота формы знаков.

Начинающему типографу лучше научиться ограничивать себя минимальным количеством гарнитур. Понимание необходимости и принципов работы с большим их числом приходит со временем.

В случае различия контраст между шрифтами должен быть достаточным, чтобы смена гарнитуры не выглядела досадной случайностью.

Сочетания шрифтов часто подбирают по принципу «гротеск + антиква»: это может создать максимальную разницу между текстами при сохранении одинаковой значимости.

Изощренность необходима в рекламной печати, так как лишь броские образцы имеют шансы привлечь к себе внимание. Книжная же типографика требует почти беспрекословного подчинения традиции.

«Красота — это наивысшая степень целесообразности» (Иван Ефремов)

Экран и бумага имеют принципиально разную природу (экран излучает свет, а бумага его отражает), разные системы цветообразования и разную глубину.

В иллюстрированной книге важно соотношение общего тона и характера набора с общим тоном и характером иллюстраций.

Золотым сечением (goldeп sectioп) называют деление отрезка на неравные части так, чтобы меньшая часть относилась к большей, как большая к длине всего отрезка. Приблизительно это выражается как 1:1, 618.

Разницу кеглей, как и разницу в ширине колонок, лучше делать заметной.

Простейший вариант сетки — «сетка-блок», поля, окружающие одну колонку текста. Как правило, этот тип сетки используется в изданиях для сплошного чтения.

Модульная сетка (modular grid). Для того, чтобы убедительно расположить на плоскости сложную структуру, часто пользуются системой модулей. Модуль — наименьший элемент изобразительной поверхности. Ему кратны и на него ориентируются все объекты.

Классическая типографика ни при каких обстоятельствах не допускает изменения интерлиньяжа!

«Отрицательный интерлиньяж» допустим только в очень коротких строках или для достижения специфического эффекта.

Полуапроши в прописных знаках рассчитаны на соседство со строчными, а внутрибуквенные просветы больше. Чтобы уравновесить количество белого внутри и снаружи знаков, пользуются разрядкой.

Разрядка строчных знаков была одним из способов выделения в тексте при наборе на пишущей машинке из-за невозможности сделать что-то другое.

В очень крупных кеглях лучше немного уменьшить межбуквенные пробелы, а в очень мелких — увеличить.

Иногда выключка по формату в узкой колонке приводит к кошмарным результатам.

Слишком короткая строка заставляет глаз метаться по колонке текста, несколько снижая скорость чтения; при слишком длинной строке читатель, дойдя до конца строки, не сразу ориентируется, где начало следующей.

Не рекомендуется набирать на интерлиньяж, меньший, чем кегль: есть опасность, что выносные элементы соседних строк пересекутся.

Верстка (make-up). Хорошо сверстанный текст отличается оптической равномерностью (ровным серым тоном, который не рябит в глазах (его можно увидеть прищурившись или издали)) и отсутствием нежелательных пауз, сбивающих внимание читателя.

Ни в коем случае не следует форматировать текст при помощи набранных подряд пробелов!

Нельзя допускать, чтобы межсловный пробел оказался больше межстрочного расстояния или межколонника: строка должна смотреться единым целым, а не набором слов, нечаянно оказавшихся на одной высоте.

«Коридоры» — совпадения нескольких пробелов один под другим.

Еще равномерную структуру страницы портят «дыры» — белые (или кажущиеся белыми) промежутки. В основном они связаны с неоправданным увеличением межсловных пробелов.

Разрыв строки в неудачном месте может исказить первоначальный смысл текста до неузнаваемости.

Лучше всего бороться с «однобуквенными предлогами и союзами в конце строки» с помощью расставленных после них неразрывных пробелов.

Не стоит оставлять «висячие предлоги» в конце строки по двум причинам. Во-первых, по смыслу они обычно теснее связаны с последующим словом, чем с предыдущим. Во-вторых, несколько «висячих предлогов» подряд, особенно при выключке по формату, неизбежно создадут «коридор» у правого края полосы.

Грамотно набранный и сверстанный текст заметно облегчает задачу читателя.

Мои помощники: Колекция векторных логотипов. Бесплатное скачивание. Свободный доступ.
Яндекс.Метрика